Остаться на плаву: как агентства недвижимости выживают в экономический шторм

Остаться на плаву: как агентства недвижимости выживают в экономический шторм
Мы в прессе. ЦИАН

Фактор неизвестности

До марта этого года самым ощутимым для рынка был кризис 2008 года. Генеральный директор Vesco Group Алексей Аверьянов вспоминает, что он оказался для компании очень тяжелым, многие проекты были закрыты, люди — уволены, а его последствия пришлось разгребать последующие пять лет.

«Нашей основной ошибкой была сильная диверсификация бизнеса, хотя на тот момент нам это казалось благом. Наличие многочисленных непрофильных проектов, которые требовали инвестиций и компетенций, оттягивали все ресурсы от основных бизнесов. В частности, речь идет об агентстве элитной недвижимости Vesco Realty — в тот период мы не уделяли ему должного внимания, — уточняет эксперт. — К кризису 2014/2015 годов мы подошли более подготовленными. Активизация спроса на недвижимость помогла нам спокойно преодолеть сложности и накопить небольшие резервы на будущее».

Алексей Аверьянов ссылается на стратегию развития агентства недвижимости, которая была запущена с 2013-го и не только не приостановилась на тот период, но даже позволила форсировать некоторые процессы. Именно поэтому сейчас он спокоен: по его словам, с учетом накопленного опыта к 2020 году компания подошла подготовленной как никогда.

Председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой» Ирина Доброхотова обращает внимание, что прошлый кризис 2014 года и нынешний кардинально различаются — соответственно, и стратегии выживания разные.

«В прошлый кризис было два варианта: резать косты, то есть сокращать издержки, и сохранять статус-кво за счет имеющегося стабилизационного фонда — благо ажиотажный спрос в конце 2014 года позволил его сформировать. Оптимальным было совместить оба этих варианта, и в итоге компания вышла из кризиса без существенных потерь».

Ирина Доброхотова,председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой»

Сегодня ситуация усугубляется неизвестностью, считает эксперт: мы не знаем, как долго продлятся пандемия и режим самоизоляции. Стройки временно остановлены — хотя многие компании, в том числе и «БЕСТ-Новострой», полностью наладили дистанционный механизм реализации квартир, в силу специфики рынка недвижимости на уровень продаж это пока повлияло не столь значительно.

Время улучшать качество сервиса

«За 30 лет работы мы видели много кризисов и сделали вывод: в кризис попадают все компании, но выходят работоспособными лишь те, где есть команда», — уверена директор по персоналу ГК «МИЭЛЬ» Елизавета Генералова.

ПО ЕЕ МНЕНИЮ, САМОЕ ВАЖНОЕ — ЛИЧНЫЕ КАЧЕСТВА ЛЮДЕЙ, ЭНЕРГИЯ И РЕШИТЕЛЬНОСТЬ. КОГДА ШТОРМИТ, НУЖНО ПРИНИМАТЬ РЕШЕНИЯ БЫСТРО: ВСЕГДА УДАСТСЯ ИСПРАВИТЬ ОШИБКУ, А ВОТ РАЗДУМЬЯ И ПРОМЕДЛЕНИЕ УТОПЯТ.

С тем, что кризис означает новые возможности, согласен директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty Сергей Колосницын.

«Из кризиса 2008 года наше агентство вышло на другой уровень, да и 2015-й мы завершили с очень неплохими показателями, — говорит он. — У агентств недвижимости только одна глобальная задача — помочь людям решить их проблему. А в кризис этих проблем больше или они как минимум острее. Вот почему кризис — время улучшать качество сервиса».

ПЯТЬ ПРАВИЛ ВЫЖИВАНИЯ

avatar

Ирина Доброхотова,председатель совета директоров «БЕСТ-Новострой»

  1. Привносить на рынок что-то новое и мыслить на шаг вперед.
  2. Сохранить профессиональную команду.
  3. Частично сократить наименее эффективных сотрудников — мера неприятная, но необходимая.
  4. Временно снизить заработную плату сотрудникам, у которых во время кризиса сократился функционал.
  5. Заботиться о физическом и духовном здоровье каждого сотрудника, чтобы люди эффективно работали.

Без паники — это не последний день на «Титанике»

Елизавета Генералова полагает, что главная ошибка — делать вид, что ничего не происходит. «Конечно, это не про танцы на "Титанике": в ситуации общего кризиса и сложностей показывать, что тебя они не затронули, неверно», — утверждает она.

«Вводные меняются быстро — реагировать нужно молниеносно. Нельзя молчать. Сотрудники и клиенты первыми заслуживают того, чтобы быть проинформированными о позиции компании и изменениях. Нельзя действовать без плана. Нельзя оставлять на своих местах тех, кто негативно влияет на коллектив».

Елизавета Генералова,директор по персоналу ГК «МИЭЛЬ»

Также директор по персоналу ГК «МИЭЛЬ» подчеркивает, что нельзя давить на клиентов — это основы этики. Как бы ни было плохо, агрессивные воздействия недопустимы.

«Ни в коем случае нельзя недооценивать последствия кризиса для экономики в целом и для компании в частности и надеяться на быструю стабилизацию ситуации, — предостерегает Ильдар Хусаинов, директор федеральной компании «Этажи». — Но все трудности нужно воспринимать как временные и следовать принципам долгосрочного управления бизнесом, внося корректировки под нынешние реалии. Я против бездумных сокращений персонала без учета дальнейших перспектив развития».

КОНЕЧНО, САМЫЙ ПРОСТОЙ ПУТЬ — СНИЖАТЬ ПОСТОЯННЫЕ ЗАТРАТЫ, А ЗНАЧИТ, СОКРАЩАТЬ ШТАТ, РАССУЖДАЕТ АЛЕКСЕЙ АВЕРЬЯНОВ. НО ЕСЛИ У КОМПАНИИ ЕСТЬ ГЛОБАЛЬНАЯ СТРАТЕГИЯ, РАЗУМНЕЕ ПЕРЕЖДАТЬ ТРУДНЫЕ ВРЕМЕНА ЗА СЧЕТ НАКОПЛЕННОГО РЕЗЕРВА.

Это поможет выйти из кризиса в хорошей форме и занять позиции тех, кто оказался слабее. Кроме того, сам факт наличия долгосрочного плана и усилия, затраченные компанией на сохранение ведущих сотрудников, в будущем превратятся в отличную нематериальную мотивацию для персонала.

ПЯТЬ ПРАВИЛ ВЫЖИВАНИЯ

avatar

Сергей Колосницын,директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty

  1. Не терять связь с сотрудниками, постоянно создавая поводы для общения: онлайн-совещания, онлайн-показы новых ЖК, обсуждение актуальной ситуации в общих чатах.
  2. Следить за тем, чтобы в коллективе не распространялись депрессивные настроения. Хороший сотрудник — занятый сотрудник. В обычном режиме накопилось много задач — самое время уделить им внимание.
  3. Внедрять новые системы и технологии. Сейчас мы учимся работать онлайн — это полезный опыт.
  4. Не поддаваться панике, поддерживать морально и материально тех, кому это необходимо.
  5. Помнить о том, что трудные времена проходят, а люди остаются. И они будут помнить, кто и как эти трудные времена пережил.

Прощаться с людьми — основная ошибка

Нецелесообразно в условиях кризиса паниковать, метаться от одного решения к другому, а также резко сокращать персонал: команда профессионалов формируется не один год, и разбрасываться кадрами неразумно, отмечает Ирина Доброхотова.

Такую точку зрения разделяет и Сергей Колосницын: «Penny Lane Realty — крупная компания, у нас большой штат, если мы сейчас ужмемся до пяти человек, то, разумеется, свои позиции потеряем». 

«В компании существует несколько направлений: если одно из них просядет, то неожиданно вперед вырвется другое и вытащит остальные. Например, спрос на московские квартиры упал до 50%, но на загородную недвижимость он поднялся до небывалых высот: не припомню такого спроса на дома, как сегодня».

Сергей Колосницын,директор департамента жилой недвижимости Penny Lane Realty

Фото: Игорь Порхомовский

Эксперт констатирует, что после кризиса набрать команду квалифицированных специалистов, которых растили и адаптировали годами, будет крайне сложно. «В такое время прощаться с людьми — с теми, кто делает компанию сильной, — основная ошибка. Главное — не поддаваться панике, оптимизировать и повышать эффективность рабочих процессов», — подытоживает Сергей Колосницын.

ПЯТЬ ПРАВИЛ ВЫЖИВАНИЯ

avatar

Ильдар Хусаинов,директор федеральной компании «Этажи»

«В кризис победит тот, кто будет меньше бояться»

  1. Управленческий состав компании должен быть полностью сконцентрирован для принятия эффективных решений.
  2. Скорректировать системы мотиваций для сотрудников, чтобы повысить результативность работы компании и каждого сотрудника в отдельности, в том числе и при разработке и запуске новых продуктов.
  3. Изменить отношение к финансам компании для оптимизации затрат и создания дополнительных резервов.
  4. Принять как аксиому, что сложившаяся ситуация — временная, за ней последует улучшение. Мы должны быть готовы к тому, чтобы максимально быстро не только восстановить прежнюю траекторию развития компании, но и нарастить долю рынка, став еще более сильными и устойчивыми.
  5. Разумный оптимизм сейчас — наилучшая стратегия, которая не даст попасть в ловушку негативного мышления.

Пусть говорят: постоянно напоминать рынку о себе

«Компания «Этажи» выбрала умеренно сдержанную политику в отношении антикризисной стратегии. Мы спрогнозировали, что в ближайшие шесть месяцев рассчитывать на прежний уровень прибыли компании не имеет смысла. Поэтому мы определили примерный уровень убытков и теперь продолжаем работу в этой системе координат», — комментирует Ильдар Хусаинов.

В планах компании — разумная оптимизация с усилением позиций в HR, IT, маркетинге, чтобы формировать лучшие практики и выводить их на рынок. «За первый этап кризиса мы успешно развили дистанционное направление деятельности, сейчас протестировали и запускаем сервис онлайн-ипотеки в регионах России», — говорит он.

Ирина Доброхотова тоже придерживается мнения, что кризис — удачное время, чтобы выводить на рынок новые форматы общения с деловыми партнерами и клиентами. Именно поэтому компания «БЕСТ-Новострой» стала генеральным партнером первой в России онлайн-выставки недвижимости dombook.ru.

«Онлайн-выставка включает не только полный перечень всех проектов Московского региона и специальные условия реализации для риэлторов, но и деловую программу с вебинарами: мастер-классами, семинарами, круглыми столами и дистанционными презентациями. Создание этого IT-продукта было очень напряженным, — признается Ирина Доброхотова, — зато результат оказался достойным».

Крайне важно для компании ускорить обмен информацией во время кризиса, не сомневается Елизавета Генералова: обратная связь принципиальна для сотрудников, чтобы они понимали: их не бросили, команда едина. Эксперт указывает, что надо сконцентрироваться на проектах, которые дают мгновенный эффект, и приостановить несрочные процессы. По ее словам, необходимо постоянно напоминать коллегам по рынку и отрасли о своем существовании и полноценном функционировании.

«В сложившейся ситуации для многих клиентов имеет значение, что компания не исчезла из поля деятельности и по-прежнему проводит консультации и решает квартирные вопросы», — убежден директор по маркетингу и рекламе агентства недвижимости «Азбука Жилья» Михаил Кузнецов.

Он рассказывает, что компания запустила серию прямых эфиров для покупателей и продавцов квартир с полезными советами, как и что сейчас предпринимать: «Подобные меры помогают удержать и совершенствовать отношения с настоящими и будущими клиентами».

ПЯТЬ ПРАВИЛ ВЫЖИВАНИЯ

avatar

Алексей Аверьянов,генеральный директор Vesco Group

  1. Долгосрочная стратегия развития компании.
  2. Наличие резерва, чтобы пережить кризис и не менять стратегию.
  3. Сохранить команду, которая формируется годами, закаляется в работе с новыми задачами и вызовами. Нельзя недооценивать ее стоимость.
  4. Использовать падение текущей активности как шанс для того, чтобы настроить и повысить эффективность всех бизнес-процессов.
  5. Определять направление движения и реакцию на те или иные события на основе фундаментальных человеческих принципов. Пожалуй, это главная путеводная звезда в шторм.
Читайте также
Избранное: 0
#